На своем веку
06.12.2012 04:02 • комментарии

 

Есть в Лондоне старый район Ноттинг Хилл — тот самый, в котором когда-то влюбились герои Хью Гранта и Джулии Робертс. 

«Вот он Ноттинг Хилл. Мой любимый уголок Лондона. Здесь на рынке можно найти любые известные человеку овощи и фрукты. А потом вдруг наступают выходные, и на рассвете, появляются сотни лавок. Портобелло-Роуд запружена ими до самых Ноттигхиллских ворот. И тысячи людей покупают миллионы антикварных вещиц. Некоторые из них настоящие, другие — не очень.» 

Сюда съезжаются люди со всего света, чтобы погрузиться в атмосферу старой доброй Англии и ощутить себя совсем в другом времени. На Портобелло-Роуд можно идти мимо антикварных лавок, старых кафе и представлять, как совсем недавно люди здесь ездили в каретах и гуляли в роскошных шляпах. Все здесь напоминает о том, что были и иные эпохи, люди, события, но все они сменяли друг друга в одном и том же месте.


Кино в Ноттинг Хилле не только снимают, здесь его еще и смотрят вот уже больше ста лет. В самом сердце рынка Портобелло, о котором говорил Хью Грант, находится кинотеатр «Электрик», история которого началась еще в 1910 году. Раньше сюда мужчины приходили во фраках, не забывая про котелки и трости, а дамы в красивых длинных пышных платьях. В то время у дам было негласное правило носить бриллианты только по вечерам и только по особым случаям. Так вот – поход в «Электрик» и был таким случаем. Единственный зал кинотеатра вмещал в себя всего 102 места, зато был средоточием роскоши и праздника. Счастье не обошло и постоянных жителей Ноттинг Хилла, так как открытие кинотеатра повлекло за собой устройство уличного освещения на всей Портобелло-Роуд. 


«Электрик», открывшийся в канун Рождества 1910 года, долгое время был единственным местом встречи лондонских любителей кино. В эпоху немого кино «Электрик» процветал, но в начале первой мировой войны менеджер кинотеатра, немец по происхождению, был обвинен в подаче сигналов вражеским дирижаблям с крыши «Электрика». Были ли это слухи, распространенные конкурентами, или нет, но факт остается фактом: кинотеатр был закрыт на неопределенное время. В 1919 «Электрика» переименовали в «Имперский кинотеатр», и он стал любимым местом встречи той части зрителей, которая хотела смотреть не премьерные показы, а популярные фильмы, вышедшие давно. Здесь также шли и те фильмы, которые были запрещены для показа во всех остальных кинотеатрах. Новая прокатная философия помогла восстановить репутацию заведения, и в 20-30-е годы число посетителей постоянно возрастало, достигнув четырех тысяч в неделю. 


Кинотеатр пережил две войны, послужил в качестве бомбоубежища. Хотя владелец кинотеатра получил приказ о закрытии «Электрика» в целях безопасности, люди по-прежнему ходили в кинотеатр. Но как только начинался очередной воздушный налет, на экране возникало объявление о немедленной эвакуации из зала, а на выходе уже стояли кассиры, возвращающие деньги за просмотр. В записях «Электрика» указано, что показы фильмов «Old Mother Riley Captures A Quisling» и «Thunder In The City» были прерваны именно таким образом. 


В 40-х годах за проектор кинотеатра отвечал серийный убийца Джон Кристи, о котором Ричард Флайшер впоследствии снял фильм «Риллингтон плейс, дом 10«. Легенда гласит, что Питер Хоуден, кто был главным менеджером кинотеатра в 70-х, знал мистера Раушмана, киномеханика «Электрика», который, уже будучи на пенсии, рассказал о том, как работал сДжоном Кристи. История о Кристи, которая началась еще в 50-х годах, рассказывает о том, как жестоко он убивал женщин и складывал их у себя в квартире в Ноттинг Хилле на Риллингтон плейс. Убийства, которые потом Ричард Флайшер отобразил на экране, предположительно начались в 1943, в год, когда Джон Кристи стоял за проектором кинотеатра. 


В 50-х в «Электрике» вспыхнул пожар. В книге ежедневных учетных записей после обычных просмотров фильмов «Prison Without Bars» и «Exile Express» кто-то в спешке написал «Время 4.15. Закрыт из-за пожара.» Билеты не продавались в течение трех месяцев. 


Впоследствии всеобщими усилиями «Электрик» был восстановлен и выглядел точь-в-точь, как раньше: колонны, высокие потолки, билетная касса в стиле ярмарочного стенда, весь кинотеатр в стиле церкви итальянского барокко, а при входе — арка, на которой изображена карта мира. Таким он был тогда, таким он остается и по сей день. 


С тех пор, конечно, произошли некоторые изменения. Питер Хоуден, уже упоминавшийся выше, решил немного разнообразить программу кинотеатра в 1970-х годах. Например, он предложил показывать фильмы всю ночь, а зрители при этом должны были одеваться в костюмы по темам фильмов. 

Подробный рассказ об истории этого необычного кинотеатра занял бы не один день, поэтому позвольте мне перенестись сразу в 2012 год. Зритель, вошедший в зал сегодня, увидит прежде всего красные кожаные кресла и экран, заключенный в картинную раму и закрытый театральным занавесом. Нынешние владельцы «Электрика» решили оставить титры с программ 1970-х годов, а также возможность выпить чаю в уголке зала. Там, правда, теперь не только чай продается, но и попкорн с кока-колой, но ведь надо же идти в ногу со временем!


И вот совсем недавно «Электрик» представил нам еще одну инновацию: кровати прямо в зрительном зале. Теперь влюбленные пары, приходящие сюда, не должны сидеть на отдельных маленьких креслах, о нет, в их распоряжении целая кровать. Удовольствие не из дешевых: 20 фунтов (1000 рублей) за один билет. А еще можно заказать шампанское, десерты и все, что душе угодно прямо в постель. Ну, признавайтесь, кто не мечтал о таком сервисе хотя бы дома, а тут… в кинотеатре!

 


_______________________________________________________________________________________
Прочитать обсуждение статьи и оставить комментарии к ней можно на портале "Кинопоиск"