Сам не свой
08.03.2013 13:29 • комментарии
 

Что произойдет, если смешать технологии онлайн-видео, интерактивные элементы и впечатляющую игру известных актеров? Что произойдет, если один и тот же клип объединит Джорджа КлуниДжона Малковича, пару белых ангелов и черное пианино? Получится рекламная кампания стильных кофемашин Nespresso. Перед нами классический пример взаимодействия современных технологических киносредств. Новые технологии позволяют кинематографу двигаться вперед, сочетать на экране еще недавно несочетаемое, заставляя людей верить в существование иного мира.


 

Одни из самых страстных представителей новой цифровой эры — Роберт ЗемекисСтивен Спилберг и Джеймс Кэмерон. Они являются ключевыми пионерами и последователями движения «Performance Capture» (технология захвата движения), которая ныне набирает импульс — мы видели ее в «Аватаре» и «Беовульфе», в «Рождественской истории» и «Полярном Экспрессе», а также в «Приключениях Тинтина». Тем не менее, означает ли это, что живая актерская игра отправится на свалку истории, а кино превратится в сплошную компьютерную графику? 

Технология захвата движения является одной из форм искусства, официально известной, как «motion capture» (захват движения), цифровая технология съемки, впервые опробованная Робертом Земекисом в фильмах «Полярный Экспресс», «Беовульф» и «Рождественская история».


Эта технология имеет как технические преимущества, так и содержательные. Она позволяет режиссеру перемещать камеру и строить кадр в виртуальной среде, искусственно создавать кинообразы. При захвате движения режиссер использует несколько фиксированных камер и улавливает различные движения актеров, которые одеты в обтягивающие костюмы с отражающими датчиками. В дополнение к зафиксированным используется и камера, закрепленная на голове актера, которая записывает выражения лица и направление его взгляда, передавая данные на компьютер, создавая трехмерную копию человека, проработанную до мельчайших нюансов. 


В искуственно-созданном образе есть, как технические преимущества, так и содержательные. Например, с помощью технологии захвата движения режиссер избавляется от необходимости перезаписывать диалоги актеров после того, как фильм переходит в стадию пост-продакшена. Вместо того, чтобы сразу синхронизировать губы актера с его диалогом при захвате мимики лица, Джеймсу Кэмерону, например, больше нравится снимать сначала лицо, а потом уже записывать диалог. Этот процесс называется «заменой игры лица» или «изменением мимики». Таким образом, стало возможным синхронизировать мимику лица с движениями тела, что означает: содержание диалогов может быть полностью изменено в любое время. 

Рассказывая о создании «Беовульфа», Роберт Земекис признался в том, что с захватом движения стало намного проще снимать, теперь все стало возможно: например, добавить Рэю Винстону кубики, сделать Анджелину Джоли молодой и худой (во время съемок актриса была беременна). Их теперь можно довести и до совершенства, сделать идеальными людьми, Адамом и Евой.

Благодаря возможности искусственно создавать образы-близнецы, актерам больше не нужны дублеры для обнаженных сцен, каскадеры, которые за них танцуют, дерутся, поют, бросаются в огонь…. 


Отношение к данной технологии неоднозначное, главным образом, в связи с резкой реакцией самих актеров. Например, Сандра БаллокДжереми Реннер и Роберт Де Ниро поставили под сомнение пригодность эффективности технологии в качестве посредника между актером и зрителем. Морган Фриман отзывался о ней, как «… о моде на мультфильмы. Я же хочу смотреть в глаза актеру и видеть в нем человека.» — говорил он. 

Неудивительно, что технология захвата движения вызывает множество вопросов, относящихся к будущему кино: вдруг актеры в одни прекрасный день станут лишними? Что будет истинной природой кино: игра, анимация или, быть может, какой-то новый гибрид? 

В сущности, кино находится на пике своего всемогущества тогда, когда зритель искренне верит в происходящее на экране. Эта вера до сих пор была результатом хорошей актерской игры.

Например игры Хелен Миррен в главной роли Елизаветы II в фильме «Королева», где она продемонстрировала выдающуюся актерскую игру, за что и получила премию Оскар. Здесь имелся большой риск фальши, поскольку зритель был прекрасно знаком с образом королевы Британии. Но игра Хелен Миррен была настолько убедительна, что зрители искренне верили во время сеанса, что перед ними — королевская особа. Здесь убедительность кинообразу придавала практически полное совпадение мимики лиц королевы и актрисы.


Существуют и такие фильмы, как «Хичкок» с Энтони Хопкинсом в главных ролях, где гримеры старались воссоздать внешний вид великого режиссера Альфреда Хитчкока с помощью грима и маски. Такой метод позволяет сохранить удовольствие от знакомого актерского мастерстваЭнтони Хопкинса, но и понаблюдать за лицом мастера ужасов на экране. 

Так, например, было сделано и в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Владимир Высоцкий был таким культовым персонажем в России, что было решено «воскресить» его на экране.


Цифровые технологии поднимают визуальнй киноряд на новый уровень, позволяя осуществить любые фантазии на экране. Как уже говорилось, с их помощью стало возможным воскресить умерших людей и увековечить их в искусственно созданных образах, путем оцифровки их лиц . Что это дает кинематографу и зрителю?

Появление Марлона Брандо на современном экране не только принесет вам ностальгическое настроение, но вы еще и почувствуете великую силу великого актера, исходящую от экрана. А если вдруг знаменитое лицо старого Голливуда,- например Хамфри Богарта, — вдруг появится в фильмах нового Голливуда, — разве это не привлечет новую, особенно молодую, аудитории к экрану?

Посмертная (или, как ее называют, пост-человеческая) технология используется для того, чтобы воскресить известных людей. Немаловажно, что она позволяет также завершить работу в том случае, когда актер или актриса, имеющие высокие зрительские рейтинги, умирают в процессе съемок кино или сериала. Их образы используют либо для того, чтобы аккуратно вывести их из истории, подстроив сценическую смерть, либо дать возможность зрителям видеть знакомые лица дольше. 


Идея вечной жизни в искусстве относит нас назад в истории к Генри VIII, который надеялся, что человек после физической смерти может жить своей второй духовной жизнью — в искусстве, Он первый отказался от того, чтобы его заспиртовывали и хоронили в мавзолее, пожелав остаться запечатленным на портрете, который приказал повесить во дворце после его смерти. 

После своей смерти известный человек, будь то кинозвезда или король, становится иконой, но если его лицо начнет снова появляться здесь и там, то он уже станет просто символом, который будет, как сувенир в магазине: его много, он везде есть и его можно использовать где и как угодно. 

Теоретик Лиза Боде рассматривает другую сторону вопроса. Прежде всего, она обращается к теории Фрейда. Он был уверен, что когда люди видят умершего человека в новом фильме, они начинают размышлять о смерти. А смерть, как он говорил, является темой, которую люди стараются не поднимать и о ней не думать. Во-вторых, Лиза Боде утверждает, что подобное технологическое вмешательство подрывает сам по себе человеческий фактор, превращая каждого режиссера в потенциального доктора Франкенштейна. Она также утверждает, что аудитория теряет удовольствие видеть знакомую актерскую игру, наблюдая всего лишь за лицом известного человека.

Еще несколько лет назад Лиза Боде заявляла, что цифровые манипуляции в стадии пост-продакшена, или в процессе съемок делают актеров технологически созданными, что снижает их статус до реквизита в кинопроизводстве. Таким образом, дело доходит до момента, когда мы должны смотреть на кино, как на технологическую инновацию, спектакль технологий, а не на человеческое представление.

Итак, февраль, 2013 год. Британская рекламная компания «воскресила» Одри Хепберн на экране для участия в рекламном ролике шоколада «Galaxy», использовав оригинал ее песни «Moonriver» из фильма «Завтрак у Тиффани», а также тематику и образ из фильма «Римские Каникулы». И знаменитая, великая актриса вновь ожила на экране.

Что же нам обо всем этом думать? Действительно ли бесчеловечно — воскрешать людей прошлого на экране или же это лишь иное доказательство могущества современных технологий?


P.S.: Дорогие девушки, поздравляю вас с праздником, с нашим женским днем!

_______________________________________________________________________________________
Прочитать обсуждение статьи и оставить комментарии к ней можно на портале "Кинопоиск"